Психологическая травля (буллинг) детей в школах, а также оскорбительное и агрессивное насилие (кибербуллинг) в интернете — распространяется, — констатировали специалисты Крымской Ассоциации психологов и психотерапевтов. 11 апреля в медиацентре «Наш Севастополь» они провели пресс-конференцию, на которой представили проект «Буллинг и кибербуллинг. Проблемы травли в подростковой среде».
«Многие дети не понимают, что оскорбление и унижение – это психологическое насилие. В детских коллективах большой уровень агрессии и нетолерантности по отношению друг к другу», — сказала руководитель ассоциации Елена Гамова.
Сегодня буллинг наблюдается в любых детских коллективах: не только в школах, но и в клубах, секциях. Официальная статистика по этой теме отсутствует, но, по мнению специалистов, не меньше трети детей подвергаются травле. Наиболее остро проблема существует в подростковой среде (ученики 7-8 классов). Практикующий школьный психолог Евгений Сазонов рассказал о последствиях для ребёнка, которого травят сверстники или учителя. Это изоляция, снижение мотивации к учёбе, он прогуливает уроки, вплоть до нанесения себе травм и суицида:
«Один ребёнок мне рассказал, что все свои силы во время урока тратит на то, чтобы не расплакаться от унижения».
По мнению специалистов, основной причиной травли является насилие в семьях. Постоянно находясь в этом психологическом поле, дети затем вымещают агрессию на своих сверстниках. Ещё одна причина — компьютерные игры с высоким уровнем агрессии. Сопереживая, дети компенсируют уровень полученной агрессии, «выбрасывая» её на окружающих.
Психологи Ассоциации разработали несколько специальных программ по профилактике и предотвращению травли в детских коллективах: для детей, родителей, педагогов и классных руководителей и для школьных психологов.
«У программ — просветительские цели. Они разъясняют, что такое травля в детских коллективах. Кто бы ни оказался «жертвой», мы призываем выйти из пассивного состояния и активно бороться за свои права. Тогда ситуация начинает меняться, и травля заканчивается», — сказала автор программ Ирина Тихомирова.
По согласованию с Департаментом образования уже в 11 школах города специалисты провели занятия с детьми. На уроках школьникам рассказывают, куда обратиться в случае травли, как себя вести, какие есть приёмы защиты, а также об ответственности за буллинг. Родителям пошагово разъясняют, как вовремя заметить изменение поведения ребёнка и оградить его от психологического насилия со стороны сверстников и учителей. Результаты уже есть – дети начали говорить с психологами, делиться своими страхами.
Участники пресс-конференции подчеркнули, что проект, который они реализуют, требует распространения во всех школах города и комплексного подхода.
«В перспективе хочется заключить соглашение с Департаментом образования о планомерном и постоянном сотрудничестве с учётом актуальных тем», — сказала руководитель Ассоциации психологов и психотерапевтов.
Психологи уверены, что необходимо создавать группы психологической поддержки в образовательных учреждениях, потому что, после выявления случаев травли в группе, требуется длительная и индивидуальная работа, как с ребёнком, так и с его окружением – родителями и классным руководителем.
Благодарим медиацентр «Наш Севастополь» за предоставленный материал.