В Севастополе решают, как обеспечить информационную безопасность детства (видео)

Новости

Объединить усилия государственных и общественных организаций для обеспечения информационной безопасности детства. С такой целью СРОО «Берегиня» и Городской родительский комитет Севастополя инициировали проведение  круглого стола. О том, как уберечь несовершеннолетних от отрицательного влияния цифровой среды говорили представители комитета по образованию, науке, культуре и спорту Законодательного собрания, департаментов Правительства, различных контролирующих органов, член Совета Федерации Екатерина Алтабаева, член Совета при президенте РФ по правам человека Игорь Ашманов, медиаэксперты.

 

 

 

 «Тема в нынешних условиях очень актуальна. Речь идет не только о дистанционном образовании, которое появилось во время пандемии, а и о цифровизации образования, которое стартовало в 2006 году. И уже тогда появилась программа цифровая образовательная среда, которая утверждена в 2020 году и будет действовать до 2024 года. Поставлены задачи: внедрение образовательной цифровой среды по всей стране, внедрение современных цифровых технологий в образовательные программы в 25% общеобразовательных организаций для как минимум пол миллиона детей, обеспечение школ высокоскоростным интернетом и другие. Сейчас эта  программа реализуется в 15 субъектах Российской Федерации. И важен не только вопрос – как эти задачи реализуются, но и как они влияют на детей?» — отметила в приветственном слове Екатерина Алтабаева.

 

Член Совета Федерации  озвучила данные экспертов о том, что цифровое обучение детей может осуществляться в ущерб другим сферам развития детей – музыки, хореографии, художественному творчеству. Также возникает риск замещения печатных изданий цифровыми, существуют нарушения неприкосновенности частной жизни. Проведенные в 79 регионах страны исследования по результатам первых месяцев обучения в режиме онлайн выявили, что у более 80% детей фиксировались неблагополучные психические реакции пограничного уровня, наличие депрессивных проявлений – у 42%, синдром головных болей – у 30%, нарушения сна – почти у половины респондентов.

 

 

Вызывают тревогу у специалистов и другие показатели физического развития и психологической устойчивости детей. В сети интернет существуют такие угрозы, как кибер-буллинг и нежелательный контент. С докладом о негативном информационном воздействии на детей выступила Елена Рудакова — кандидат исторических наук, медиаэксперт, руководитель Академии медиабезопасности, член общественного совета при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка, эксперт Союза «Родительская палата»:

 

«Наша задача сегодня – «Чистое детство». Эту программу мы реализуем с 2017 года с помощью продвижения позитивного контента, который вырабатывает информационный иммунитет. Мы ежемесячно для экспертов проводим стажировки по медиабезопасности и в результате вручаем сертификаты чистой информационной среды. Чистая информационная среда – это среда, в которой формируется информационный иммунитет – это превентивная защита до того, как ребенок попадает в агрессивное поле угроз. И здесь большую роль играет семья. Наши предложения – способствовать вытеснению негативной информации из образовательного пространства Севастополя, создавать и внедрять позитивный контент, инициировать экспертизу безопасности информационной среды в культурно-образовательном пространстве города, инициировать студенческий киберпатруль, разработать программу Университета родительской медиакультуры, обучать детей осторожному поведению в интернете и социальных сетях».

 

 

Следующий докладчик — член совета по правам человека при президенте РФ, президент АО «Крибрум» Игорь Ашманов рассказал, что по поручению Президента он с командой разработал концепцию защиты прав граждан в цифровой среде. Как профессиональный разработчик интернет-программ и отец школьников он высказал свое мнение о цифровизации.

 

«Последние три года мы видим надувающийся пузырь цифровизации, особенно школьного образования. Говорят, что это инновационно, дает новые возможности. Я считаю, что все эти аргументы лукавые, что все это пропаганда и реклама. Например, когда говорят о цифровой грамотности детей, производится подмена: оказывается, что речь идет о навыках, а от них переходят к цифровым средствам обучения, а потом появляются частные компании, которые продвигают свой продукт, — разъяснил Игорь Ашманов. – Кроме того, социологи признают цифровую зависимость настоящей зависимостью. У нее есть 5 стадий, а две последние -медикаментозные и требуют лечение профессионалами. И вы видели реакцию зависимого ребенка, у которого пытаются отобрать смартфон или ограничить его использование. Здесь нет никакой другой тактики борьбы, кроме как снижение дозы. Например, сделать так, чтобы при входе в школу дети сдавали телефоны».

 

Эксперт отметил, что интернет устроен так, что весь деструктив находится на расстоянии одного клика, и он привлекательней любых образовательных видов контента.

 

«Любое заманивание детей в эту токсичную среду – это диверсия, этого нельзя делать, и с этим надо бороться», — сказал докладчик.

 

 

О просветительской деятельности родительского сообщества Севастополя с целью оздоровления информационной среды для несовершеннолетних говорила Елена Майко — председатель СРОО «Берегиня» и Городского родительского комитета Севастополя, член общественного совета при Уполномоченном при президенте РФ по правам ребенка. Так, на постоянной основе организация реализует проект «Медиапатруль»: родители выявляют опасный для детей контент и заявляют в соответствующие органы. По итогам стажировок, которые проводят 5 лет, два человека получили аккредитацию Роскомнадзора. Таким образом, из числа специалистов и  родителей формируется команда экспертов, которая будет помогать органам власти выявлять информационные угрозы и нейтрализовать их. А их сегодня немало.

 

«Что предлагает медиасреда Севастополя? Вот малая толика того, что выявил родительский медиапатруль: на билбордах дети видят наркотики, секс, каталог для педофилов под видом модельных агентств. Мы видим рекламу, продвижение секс услуг, массовой культуры, матерную брань, которую легитимизируют, как  нормальную речь в обществе, пропаганду среди молодежи насилия, моды на смерть, суицидальные настроения, родители покупают детям одежду с черепами. То, что сейчас происходит, требует нашего немедленного вмешательства. Необходимо говорить об этом еще и встречаться в более расширенном составе, потому что есть интересанты, которые могли бы внести свой вклад, свои предложения, провести мероприятия. Какими вырастут дети — это наша общая ответственность», — подытожила спикер.

 

 

Елена Майко рассказала, что в Севастополе есть площадки, которые, соответствуют критериям чистой информационной среды, и куда родители смело могут приходить с детьми, для профилактики или реабилитации цифровой зависимости. Сертификаты о присвоении знака качества информационной среды получили РОО «Севастопольское общество содействия развитию 11-й береговой батареи», ГБУК Централизованной библиотечной системы для детей, Центр «Ирица», Центр «Психолог и я», Театр юного зрителя, библиотека им. Л.Н. Толстого.

 

После обсуждения и дискуссий участники круглого стола внесли предложения в резолюцию. Было предложено сформировать рабочую группу, которая аккумулирует все инициативы:

 

  1. Проводить постоянный мониторинг интернет-пространства в целях выявления сайтов, пабликов, содержащих информацию деструктивной направленности с последующим установлением и профилактикой их участников.
  2. Создание региональных центров информационной безопасности молодёжи с целью профилактики интернет-зависимости несовершеннолетних и социализации детей, попавших под влияние деструктивной идеологии.
  3. Развитие психологической службы в системе образования для предупреждения противоправных действий и анти-социального поведения указанной категории лиц, организации психолого-педагогической помощи участникам образовательного процесса, включая учителей и родительское сообщество.
  4. Создание сети образовательных учреждений, имеющих эффективные практики воспитания подростковой интернет-культуры.
  5. Использование в рамках учебных программ специализированных тестов по выявлению среди учащихся лиц, склонных к совершению преступлений, с суицидальными наклонностями, а также подвергающихся буллингу.
  6. Совершенствование деятельности инспекций по делам несовершеннолетних в части взаимодействия инспекторов с образовательными учреждениями и родителями.
  7. Усиление внеурочной деятельности учащихся по военно-патриотическому воспитанию, а также путём проведения мероприятий культурной и спортивной направленности.
  8. Подготовка специалистов в сфере медиатерапии для создания социокультурных фильтров в регионах РФ, способствующих формированию информационного иммунитета у родителей и детей.
  9. Введение специальности «Медиапсихология» в вузах гуманитарной направленности.

 

Автор, фото и видео: Юлия Корнева

 

1 комментарий “В Севастополе решают, как обеспечить информационную безопасность детства (видео)

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *