Материал АСИ
Центр «Благосфера» в декабре 2018 года запустил свой канал подкастов для сотрудников НКО. Сейчас подкасты выходят в 12 сериях – образовательных, просветительских, дискуссионных, репортажных и других. Директор по коммуникациям и стратегическому развитию центра Елена Темичева рассказала о том, что это за канал коммуникации и как им правильно пользоваться.
Что такое «подкаст»
В начале 2000-х годов благодаря газете The Guardian мир узнал новое слово — «подкаст». Оно родилось из сочетания слов iPod и broadcasting. Подкасты – это не радио, где существует своя сетка вещания. Слушать то, что нравится, можно в любое время. Подкасты довольно быстро завоевали популярность и стали бесплатным способом получения доступа к языковым курсам, лекциям, выступлениям. Сейчас подкасты – динамично развивающийся рынок. Если посмотреть на объем рекламного рынка США за 2018 год, то динамика вливания рекламы в аудиоподкасты начала опережать темпы вливания рекламных бюджетов в социальные сети. А все потому, что, согласно той же статистике, глубина прослушивания подкастов достигает 80-90%, это намного выше, чем глубина просмотра видеороликов в YouTube.
В Америке в профессиональную медийную сферу подкасты пришли не сразу. Любопытно, что сначала они развивались как сервис для водителей и домохозяек. А вот в Европе подкасты сразу стартовали с журналистских работ. Топ популярных подкастов там занимают журналистские расследования. Самый известный подкаст в мире — Serial – детективная история убийства, где расследование ведут журналистки Сара Кёниг и Джули Снайдер. На сентябрь 2018 года эпизоды первого и двух сезонов пользователи загрузили более 340 млн раз. Сейчас и в Европе, и в США подкасты развиваются как профессиональные медийные проекты. Редакции, которые давно перешли на мультимедийный контент, используют их как в сочетании с другими форматами, так и самостоятельно.
Что касается России, то в нашей стране рынок подкастов только начинает свое развитие, как когда-то начинал видеоблогинг. Как и в Европе, подкасты приходят к нам в первую очередь через профессиональные медийные и популярные ресурсы (Meduza, проект Arzamas, «Такие дела», электронная библиотека Bookmate). Republic уже проводит конкурс на создание подкастов. Это говорит о том, что медиаресурсы видят в этом перспективу. Подкасты точно будут развиваться в узкопрофессиональных сферах и сферах интересов. В Англии, например, очень популярны подкасты про футбол и автомобили. У нас тоже будут любимые темы в топе, когда появится достаточное количество российских подкастов.
Подкасты о некоммерческом секторе за рубежом
Если зайти в любое мобильное приложение для прослушивания подкастов и набрать nonprofit как тематику, вы увидите, как много подкастов выпускают наши зарубежные коллеги. В США даже есть ТОП-100 лучших подкастов НКО. Есть подкасты, которые сопровождают и укрепляют деятельность профильных медиа. Так, в Великобритании издается журнал Alliance Magazine – главный журнал о благотворительности в мире. Тема, которая поднимается в подкасте, отражается в журнале и на сайте. Подкасты Alliance Magazine выходят раз в квартал, а сам журнал – чаще.
Очень известный топовый подкаст Nonprofits Are Messy. Его выпускает Джоан Гарри, директор консалтинговой компании, которая помогает НКО решать стратегические вопросы. Это большое потоковое производство, в день выпускается по несколько подкастов, все они прикладного образовательного характера. Есть подкасты, которые создаются инфраструктурными организациями. Например, Международной ассоциацией фандрайзеров и Charity Aid Foundation в Великобритании.
Про что рассказывают наши зарубежные коллеги? О лидерах НКО, где каждый подкаст – это история об одном человеке, разговор с ним на какую-то определенную тему, например, по фандрайзингу или про социальные медиа. Рассказывают также про разные аспекты управления НКО (интересный ресурс Hubcast), коммуникации, маркетинг, идеи и проекты некоммерческих организаций. Есть подкасты про мотивацию и моральную поддержку сотрудников некоммерческого сектора (Nonprofit optimist, The Idealist.org) и даже про то, как измерить и посчитать социальный эффект. Интересно, что некоммерческие подкасты тяготеют при этом к «длинному метру». Обычная длина – минут 40 — час.
«Радио НКО» в России
Подкасты для российского некоммерческого сектора – новое поле, которое мы осваиваем. Изучив разные форматы и варианты, мы решили остановиться на подкастах для наших коллег достаточно разных тематик – о том, что им важно, полезно и интересно знать, работая в НКО. Мы хотели бы, чтобы подкасты стали возможностью получать информацию о самых интересных и свежих событиях в секторе, узнавать мнение экспертов и коллег, делиться технологиями, лайфхаками, сравнивать себя с опытом НКО в других странах.
Поэтому разработали концепцию нескольких серий подкастов разных форматов и тематик. Сейчас их 12. У нас были ориентиры. Во-первых, тот запрос, который мы получаем от НКО по темам, связанным с обучением в области коммуникаций. Во-вторых, это опыт наших зарубежных коллег. Ну а в-третьих – потребительский интерес аудитории: охотнее слушают то, что расширяет кругозор, является просвещением в широком смысле.
Например, одна из серий просветительско-развлекательного формата «А вы знали?»посвящена ключевым или просто занятным фактам из мировой истории благотворительности и филантропии. В этой серии можно послушать подкаст про первого российского грантодателя, известного канадского марафонца или африканскую деревню.
Есть подкасты про кино и книги. Мы следим, что приходит на наш книжный рынок от НКО и для НКО, в том числе переводная литература. Создаем подкасты по следам наших книжных клубов с участием издательств. На площадках знаковых событий сектора мы записываем репортажи, комментарии и живые дискуссии. В этой серии выходили, например, подкасты про акции «Щедрый вторник», «Душевный Bazar», конференцию Минэкономразвития. В ближайших планах – запись подкастов с конференции «Ведомостей», «Белых ночей фандрайзинга» и других крупных форумов НКО. Мы записываем также подкасты-дискуссии по актуальным темам. Например, недавно обсуждали мусорную реформу с приглашенными экспертами от НКО и журналистами «Русского репортера». Делаем обзоры главных новостей некоммерческого сектора за неделю, которые читают со своими комментариями приглашенные эксперты.
В серии «Безграничный взгляд» мы записываем обзоры зарубежных источников, пишущих о некоммерческой сфере и филантропии. В будущем надеемся делать «обменные подкасты» с зарубежными коллегами – так, мы уже договорились об этом с Alliance Magazine. И, конечно, обучающие подкасты. Серия «Как это делается?» — это подкасты про профессиональные коммуникации, маркетинг, применение конкретных инструментов в деятельности – все то, что обсуждается в нашем медиаклубе. Примерно со второй половины весны планируется создание тематических серий подкастов, посвященных определенным сферам деятельности НКО, в партнерстве с другими организациями. Например, думаем о серии таких подкастов с Теплицей социальных технологий и Фондом «КАФ».
Вместе с профессионалами
Наши зарубежные коллеги, с которыми мы успели пообщаться по поводу подкастов, очень восторженно отнеслись к запуску этого проекта и даже были удивлены системному подходу. Там далеко не все лидеры НКО делают запись в профессиональных студиях, продумывают серии. Есть много организаций, которые делают все «на коленке», записывают голос с помощью приложений в мобильном телефоне. А мы сразу решили стараться записывать чистый звук, выпускать подкасты чаще, чем, например, это делает Alliance Magazine. Раз в неделю мы выпускаем примерно 1,5-часовую программу «Радио НКО», в которой сводим все премьерные выпуски подкастов за неделю. Мы много советуемся с профессионалами. Когда мы разрабатывали серии и форматы, советовались с коллегами, которые работают на радио. Как мы воспринимаем информацию на слух, как должен быть написан текст, чтобы его прочесть, — это важно понимать. Благодаря тому, что проект поддержан Фондом президентских грантов, у нас есть возможность привлекать журналистов для записей подкастов с конференций или форумов. Передать суть и «самый сок» длинного события в коротком подкасте – это непростая задача, для которой и нужны журналисты. Кроме того, мы стараемся договариваться с коллегами из журналистского сообщества о ведении дискуссий для подкастов. Мы приглашаем экспертов из НКО, а поговорить с ними зовем журналистов, чтобы это было интересно слушать.
Быть в курсе
Проект «Радио НКО» — пилотный. Мы многое тестируем, с радостью партнерствуем. У нас есть возможность с помощью подкастов оказывать информационную поддержку каким-то событиям НКО, но нам важно, чтобы это была не просто акция, направленная на благополучателей этой НКО, а то, что будет по каким-либо причинам интересно коллегам по сектору. Мы готовы рассматривать идеи по созданию тематических подборок. Кроме того, мы хотели бы познакомить с подкастами как явлением и технологией как можно больше коллег по сектору. В апреле в «Благосфере» будет проходить фестиваль «Вместе медиа», который проводит Фонд независимого радиовещания с участием главных редакторов разных СМИ со всей России. На площадке фестиваля мы договорились сделать отдельную секцию про то, как НКО делать подкасты. Рассказывать об этом будут журналисты.
Для себя мы определили два главных результата проекта «Радио НКО». Первый – НКО начнут использовать информацию из подкастов и применять в своей работе. В рассылке «Благосферы» мы уже сделали отдельную рубрику «Есть подкаст – есть идея!» в которой рассказываем, как могут применяться подкасты в работе НКО: в планерках, образовательных целях, планировании публичной дискуссии и т.д. А вторым результатом для нас будет, если практика аудиоподкастов станет еще одним каналом коммуникации для НКО, и не только в прикладном, но и общемировом контексте.
Нам кажется, что сегодня НКО отчаянно не хватает более широкого контекста своей деятельности. В силу очень разных причин каждый из нас вынужден в своем поле либо бороться за выживание, либо очень индивидуально осваивать новые технологии и методы. От нас ускользает общемировая повестка и повестка коллег по сектору. Именно для этого как хлеб необходима информация, которая позволяет быть в курсе всего, что происходит, сравнивать себя с мировыми трендами.
Из-за бесконечной занятости и цейтнота просмотр видео и чтение текстов часто оказываются не доступны для коллег. Подкасты – это возможный выход из ситуации. Их можно слушать, пока едешь до работы или гуляешь с собакой, делаешь работу по дому или путешествуешь на авто. Попробуйте! Подписаться на подкасты «Благосферы» можно в SoundCloud, через мобильные приложения iTunes и Google Podcasts.