Ресурсный центр развития личности «Наследие» обучает наставников для трудных подростков

Новости Успешные проекты

Кирилл учится в 5 классе. За это время он сменил 6 школ. Причина одна: драки и агрессивное поведение. Сейчас, глядя на этого спокойного, опрятного и вежливого мальчика, поверить в это сложно. Секрет прост: в последней школе Кириллу удалось встретить специалиста, который смог найти подход к нему. Психолог Ирина Ивановна Соколова помогла выявить настоящие причины агрессии и познакомила с человеком, которого сейчас можно смело назвать наставником – Робертом Музаевым. Эти люди не стали осуждать Кирилла или пытаться его приструнить, а помогли понять самого себя и направить энергию в мирное русло.

 

«Я сказал Роберту: «Я всегда везде в школах дрался. И мне это надоело. Я хочу заново всё начать». Ну, и Роберт предложил: «Давай ты будешь у меня заниматься, тратить силы на спорт и не будешь драться». Я согласился попробовать», – рассказывает Кирилл.

 

 

Роберт пригласил Кирилла на занятия по боксу, сумев объяснить, что сила даётся для защиты и помощи слабым, а вот проблемы и споры гораздо лучше решать словами. Так молодому человеку удалось завоевать доверие ребёнка.

 

«Я могу поделиться с Робертом всем. Рассказываю ему всё, что меня волнует. Роберт мне рассказывает что-то в ответ, помогает мне. И Ирине Ивановне я тоже всё рассказываю, она мне тоже со всем помогает», – признаётся мальчик.

 

Для Роберта Кирилл – далеко не первый подопечный. В программе наставничества молодой человек участвует уже около трёх лет – именно тогда он впервые понял, что у него действительно получается достучаться до детей, повлиять на них положительно.

 

«Я думаю, дело в том, что я понимаю большинство ситуации, в которых они оказываются, пропускаю их через себя. Я сразу понимал, что, если к ребёнку подходить как социальный работник, не каждый станет доверять. Поэтому я решил делать это по-своему. Я ведь сам тоже вырос на улице, и на их же языке могу с ним говорить – так я вхожу в доверие. А затем уже просто делюсь своим жизненным опытом, даю какие-то рекомендации и, слава богу, получается», – делится Роберт.

 

 

Были среди подопечных и ребята постарше Кирилла, оказавшиеся в гораздо более печальных ситуациях: проблемы с наркотиками, а в последствии и законом. Роберт уверен, причина в том, что этим детям попросту не хватило ориентира, примера правильного отношения к жизни, семье и окружающим. Именно такую цель преследует программа наставничества, которая вот уже несколько лет развивается в Севастополе. В этом году она приобрела официальные очертания в проекте «Наставничество – вектор будущего», который получил финансовую поддержку Департамента внутренней политики Севастополя и будет реализовываться АНО «Ресурсный центр развития личности «Наследие».

 

«Деятельность наставничества в Севастополе началась с 2019 года. Это была просто инициативная группа людей бизнеса, людей, задействованных в некоммерческой деятельности. Совместно с КДН мы работали на своём таком человеческом порыве. Мы убедились, что подросткам действительно необходима помощь наставников. Мы собирали группы, проводили обучение. И вот, прошло 2-3 года, и стало понятно, что эта деятельность доросла до того, чтобы стать более структурированной, оформленной, чтобы появился некий продукт, который можно было бы расширять и дальше», ­– рассказывает об истоках проекта руководитель Ресурсного центра развития личности «Наставник» Ирина Инюшина.

 

 

В проекте организаторы выделяют несколько важных блоков. Первый – это обучение будущих наставников. Оно стартовало в августе под руководством опытного психолога, стоящего у истоков наставничества в Севастополе – Ирины Ивановны Соколовой. Для слушателей она подготовила ряд лекций по основам психологии и взаимодействия с трудными детьми, ведь, как ни странно, среди них не так много людей с профильным образованием.

 

«Я, когда пришла в проект, была уверена, что педагоги – идеальный вариант для будущих наставников. Оказалось, что это как раз не так. Во-первых, потому что дети на учителя уже реагируют определенным образом. Часто, если что-то исходит из уст учителя, для них это уже точно будет просто жужжанием мухи. И тогда мы стали обращаться к другим людям. Это не обязательно должен быть человек, как мы говорим, обеспеченный и так далее. Как раз чаще всего для этой работы подходят люди со сложной собственной судьбой, которые смогли сами построить свою жизнь. Это люди, которые испытывают к этим детям не чувство жалости, а скорее сопричастность к их судьбе», – говорит руководитель консультативного пункта Ресурсного центра развития личности «Наставник» Ирина Соколова.

 

Очень важно, считает Ирина Ивановна, помнить о временах, когда мы сами были подростками, насколько этот период казался непростым. В этом возрасте нередко отношения с родителями портятся и просто необходим человек, который помог бы взглянуть на ситуацию со стороны, оказать поддержку и направить на правильный путь. В результате, у многих подопечных не только налаживается общение с семьёй, но их удаётся в принципе «отвернуть» от печальной судьбы. По плану в рамках проекта начнут работу 30 пар, однако организаторы уверены, что их окажется больше.

 

 

 

«Мы сейчас уже наладили взаимодействие с различными структурами и организациями, которые связаны с детьми, чтобы они, видя семью, у которой не хватает ресурса для помощи ребёнку, могли направить их к нам. Наши специалисты диагностируют ребёнка, смотрят какие у него потребности и подбирают наставника из числа тех, которые прошли обучение», – рассказывает о процессе работы Ирина Инюшина.

 

Следующим этапом проекта станет создание методических материалов, апробированных ранее. Это позволит создать нормативно правовую базу наставничества, чтобы программа могла крепнуть и развиваться дальше.

 

«Ты можешь чувствовать, что ты можешь быть наставником, но тебе всё равно нужны определённые знания, потому что мы же все из разных областей приходим в этот проект. И нужны определённые знания, навыки, чтобы общаться с ребятами. И второй момент, так как это единый проект, единая цель, соответственно, должны быть единые стандарты, какие-то единые требования. Это тоже очень важно. Ну, и, конечно, очень ценен пример – когда мы можем увидеть, как работают другие специалисты, потому что есть всегда чему научиться у других людей», –  говорит один из наставников проекта Екатерина Гакало.

 

 

Осенью организаторы также планируют подать заявку на получение грантовой поддержки на проект поощрения наставников, чтобы вознаградить добровольцев за их вклад. Хотя главная награда, признаются участников, видеть, что жизнь твоего подопечного действительно начала меняться и впереди у него теперь счастливое будущее. Сейчас организаторы продолжают набор наставников и всегда рады тем, кто чувствует в себе потребность и ресурс делиться своим жизненным опытом и накопленной мудростью с молодым поколением.

 

Автор: София Драговоз

 

Еще публикации на эту тему: НКО Севастополя приглашают участвовать в программах наставничества над детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *