Более 100 педагогов и психологов школ и детских садов Севастополя прошли курсы повышения квалификации по программе «Психолого-педагогическое сопровождение и обучение детей с расстройством аутистического спектра (РАС)». Занятия состоялись в рамках проекта АНО помощи людям с расстройством аутистического спектра «РАСточки» «Инклюзивный старт Севастополя» при поддержке Департамента внутренней политики города.
Участники проходили обучение в очно-заочной форме на площадках ГАОУ ПО города Севастополя «Институт развития образования», ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №60 им. Героя Советского Союза В.С. Пилипенко», ГБОУ «Средняя общеобразовательная школа №22 имени Н.А. Острякова», а также на платформе Pruffme.
В реализации курсов участвовали педагоги кафедры развития личности ребёнка ГАОУ ПО «Институт развития образования»:
— Ефимова Ирина Викторовна, доцент ГАОУ ПО «Институт развития образования», канд.психол.наук,
— Рыбак Евгения Владимировна, доцент ГАОУ ПО «Институт развития образования», канд.пед.наук, доцент,
— Литвинчук Виктория Викторовна, преподаватель ГАОУ ПО «Институт развития образования», педагог-психолог СОШ № 39,
— Пудова Евгения Михайловна, преподаватель ГАОУ ПО «Институт развития образования», методист.
Также были приглашены специалисты и эксперты из Симферополя:
— Самойленко Ирина Викторовна, методист МБУ ДПО «Информационно–методический центр» (г. Симферополь). Член регионального отделения Общероссийской общественной организации «Федерация психологов образования России» (г. Симферополь) провела цикл занятий, познакомила слушателей с особыми образовательными потребностями детей с РАС и программами коррекционной работы, поделилась опытом работы и методическими материалами.
— Гучева Александра Александровна, международный сертифицированный поведенческий аналитик и супервизор IBA; CBA-S; BcaBA; руководитель ABA-проекта «ПАПа» логопедического центра «Территория речи» (г. Москва) и Мякота Лидия Павловна дефектолог – олигофренопедагог, тифлопедагог, учитель инклюзивного проекта АНО СОШ «Димитриевская» г. Москва, которые провели в рамках обучения цикл занятий по авторскому курсу этики для специалистов помогающих профессий «Этичное общение с людьми, имеющими ментальные особенности и их семьями».
На курсах педагоги и психологи города Севастополя повысили профессиональные компетенции, познакомились с нормативно-правовыми документами, последними требованиями ФГОС к организации работы с детьми с расстройством аутистического спектра. Слушатели изучили классификацию детей с РАС, их клинические и психолого-педагогические особенности развития.
Педагоги и психологи также узнали об особенностях работы психолого-педагогического консилиума и комплексном сопровождении обучающихся с РАС. Спикеры рассказали о лучших практиках и алгоритмах разработки адаптированной образовательной программы для обучающихся с РАС.
Отдельный модуль был посвящен особенностям взаимодействия педагогов с родителями, воспитывающими детей с ментальными особенностями, где говорили о педагогической этике, выгорании и его предотвращении, о том, что происходит в жизни особой семьи, и как учитель может помочь и поддержать, про буллинг, о необходимости партнёрских отношений между всеми участниками образовательного процесса, и как это реализовать на практике.
Данный курс был уникальным и новым для Севастополя, он стал возможным при тесном сотрудничестве инициативы родителей и региональных органов власти.
Автор: Юлия Гатьятулина — председатель РО ВОРДИ Севастополя, координатор проекта АНО помощи людям с РАС «РАСточки» «Инклюзивный СТАРТ Севастополя»