Тактильные книги для детей с нарушениями зрения выпускаются издательствами крайне редко, чаще всего в руки к малышам попадают экземпляры, сделанные вручную. Процесс их оформления довольно трудоёмкий, а потому книг не хватает. В Севастополе они стали появляться несколько лет назад – благодаря конкурсам и акциям, которые проводили неравнодушные активисты. Работа эта не останавливается. Создание тактильной литературы стало одной из задач нового проекта «Мультимир Чуковского». При поддержке Президентского фонда культурных инициатив его реализует автономная некоммерческая организация «Центр инклюзивной культуры» и Отдел для незрячих и слабовидящих Центральной городской библиотеки.
«Крупные издательства специализированной литературы в основном издают два формата. Это укрупнённый плоскопечатный шрифт, но не все дети могут прочитать его в силу возраста и сильного нарушения зрения. И это шрифт Брайля, который тоже детям ещё рано изучать. Поэтому самый доступный для них вариант – это тактильные книги, своими руками. В них они могут поиграть с объемными фигурками, познакомиться так с героями», – говорит Александра Лазарева, директор АНО «Центр инклюзивной культуры».
Книги из различных тканей и природных материалов передают ребёнку сюжет сказок через объёмные иллюстрации. Дополняет их текст крупным шрифтом, который могут прочитать некоторые дети или он подходит для чтения взрослыми. В рамках проекта над созданием уникальных книг под руководством специалистов трудились студенты педагогического колледжа. Школьникам же предложили задачу чуть проще, но не менее интересную и полезную. С помощью специального оборудования они создавали книги с рельефной графикой. Картинки с объёмным контуром дополняли крупным шрифтом.
«Мы учили детей без особенностей отдавать, помогать. У них была конкретная цель – создать книгу для слабовидящих детей. У них прямо глаза горели от того, что они что-то делают для кого-то», – вспоминает Александра.
Создать что-то своими руками предложили и самым маленьким участникам проекта – воспитанникам детских садов. В проекте в том числе участвовали ребята из корректировочного дошкольного учреждения для детей с нарушениями зрения. Вместе с родителями и педагогами малыши создали свои собственные мультфильмы: от пластилиновых фигурок до озвучки.
В детском саму №33 проект активно помогала реализовывать учитель-дефектолог Ирина Закревская:
«Этот проект дал возможность ребятам почувствовать, что они не просто берут что-то от жизни. Они познают, развиваются и создают – они созидатели. С большим удовольствием они смотрели готовые работы. Дети вообще любят мультфильмы, а уж те, что были созданы вместе с мамой и с папой, над которыми они работают целый год, конечно же, останутся в памяти на всю жизнь».
Литературу и мультфильмы, появившиеся в рамках проекта, объединяет один мотив. Все они созданы по произведениям известного писателя Корнея Чуковского. Практические занятия для всех участников проекта предваряли обучающие лекции и занятия в интерактивной форме: квесты, игры на финансовую грамотность – всё по мотивам известных всем с детства сказок. Для будущих педагогов приготовили программу посерьёзнее. Подробности образовательных встреч рассказала библиотекарь Отдела для незрячих и слабовидящих Центральной городской библиотеки Дарья Скочко:
«Для школьников и для студентов педагогического колледжа, наших старших участников, мы проводили литературные мероприятия, на которых рассказывали о Корнее Чуковском. Как о его детских произведениях, так и о его взрослой стороне – менее знакомой нам. Например, о произведениях «От двух до пяти», «Живой как жизнь», «О русском языке». Рассказывали, какими профессиями он владел и какой вклад внёс в огромное количество гуманитарных отраслей».
Все созданные книги совсем скоро пополнят фонды городских библиотек, познакомиться с ними сможет любой желающий. Останется проект наверняка и в памяти участников, уверены организаторы.
Автор: София Драговоз