Как НКО эффективно сотрудничать со средствами массовой информации? Для некоммерческих организаций очень важно, чтобы об их деятельности и проектах знало общество, и СМИ, как мощный канал распространения информации, могут в этом помочь.
Однако, часто у общественников не хватает знаний для грамотной работы с журналистами. А СМИ не всегда подходят темы, форматы и материалы, которые предлагают НКО.
5 октября представители «четвертой» власти и «третьего» сектора встретились, чтобы обсудить проблемы взаимодействия и наладить контакт. Инициатором мероприятия выступила команда Центра «Вектор Добра», которая с 2019-го года оказывает информационную поддержку севастопольским НКО и освещает их деятельность на портале «Фарватер добра» и в программе «Окно в НКО».
«Встреча проводится в рамках проекта «Вектор НКО: повышение устойчивости и развитие», который реализуется при поддержке Департамента внутренней политики Севастополя. Это очередной проект, который популяризирует некоммерческий сектор, помогает обучать общественников медиаграмотности, рассказывать о себе, чтобы у общества было к нему доверие. Люди должны знать и понимать, что вы делаете, на какие средства, кому и как вы помогаете, какие социальные значимые задачи вы решаете. Следовательно, нужно сделать так, чтобы вас показывали, чтобы размещали о вашей деятельности позитивную информацию. Так мы сможем привлечь волонтеров, сторонников, партнёров, грантодателей и так далее».
Начальник отдела по взаимодействию с институтами гражданского общества и поддержки общественных проектов Юрий Сурков отметил, что за последние годы НКО стали более медиаактивными и информационно открытыми: работает портал для «третьего» сектора, у общественников появились социальные сети, которые они ведут, появляется все больше статей и теле- и радиоэфиров с участием общественников:
«Департамент внутренней политики поддерживает НКО, проводит региональный конкурс проектов СО НКО, и, конечно, социальные проекты заслуживают внимания, и чтобы о них знали и говорили. Но работа со СМИ – это двустороннее движение, поэтому общественники должны уметь работать с журналистами. И сегодняшняя встреча поможет выстроить более эффективное взаимодействие».
Представители СМИ отметили, что они приветствуют социальные темы. Они охотно рассказали нюансы и требования к материалам, которых они ждут от общественников, чтобы сотрудничество было максимально комфортным и эффективным.
«Я более 12 лет работала в НКО в Сибири, в Москве, взаимодействовала со СМИ, и понаслышке знаю, какую важную работу делают некоммерческие организации, и как сложно им об этом рассказывать. Но это нужно делать. Прежде чем, отправить информацию журналисту, вы сами себя спросите, кому это будет интересно и почему. СМИ всегда рады реальным историям успеха или изменений: что было, и что стало, как помогли, кому помогли, как изменили жизнь, — поделилась советами Валерия Острикова — радиоведущая и колумнист «Комсомольской правды в Севастополе». — Информацию о событиях, которые только будут, присылайте как можно раньше, чтобы мы могли их спланировать и встроить в график. Обязательно пишите: что? Где? Когда? Цели и задачи? Актуальность? План мероприятий? Контакты, с кем можно связаться. Подготовьте для журналиста информацию о вашей организации, проектах, успехах, чётко фамилии и должности. Таким образом вы сэкономите время и силы для журналиста, который не будет всю эту информацию искать на просторах интернета, и выстроите с ним комфортные отношения».
Корреспондент и радиоведущая «Комсомольской правды» Ирина Жибоедова, также посоветовала НКО в пост релизах о прошедших мероприятиях писать больше конкретики с фактами и примерами.
«Я вам советую сформировать базу данных журналистов, наладить личные контакты журналистами продюсерами и редакторами, это упростит и ускорит путь, — сказала редактор проекта «Форпост. Афиша» , «Затейливый Севастополь» , фотограф, журналист Анна Корнилова. — Как фотограф ещё скажу, что очень важны качественные горизонтальные фото с мероприятий, потому что мы все — визуалы. В первую очередь нас цепляет картинка, а потом мы уже смотрим на текст. Фото должно быть и общие, чтобы показать, где происходит событие, показать массовость, а также более крупные, чтобы показать эмоции, действия. Например, ребёнок, который на мастер-классе что-то делает руками и так далее. И пишите, пожалуйста, доступным простым языком».
Как попасть на телевидение, разъяснили представители СТВ и НТС. Они сообщили, в каких форматах и программах они могут выступить, как и с кем договориться о съемках, как подготовиться к сюжету и интервью.
«Что касается форматов то их два: интервью и съёмка сюжетов. По критериям информационного повода — это общественно-социальная значимость, актуальность и визуальная фактура, проще говоря интересная картинка. Например, заседания круглых столов, «говорящие» головы, – это не очень интересно и пойдет максимум на короткий новостной сюжет. Здесь много нюансов, и мы при личном контакте всё готовы рассказать. Я подготовила памятку с алгоритмом действий и с контактами, которые вам помогут», — сказала Виктория Калашникова, главный редактор ГАУС «Севастопольская ТРК».
«Сообщайте о мероприятиях заранее по почте, в социальных сетях или звоните, чтобы мы могли внести событие в график. В информации указывайте подробную информацию, что планируется и контакты, с кем можно связаться. Мы постоянно уточняем, когда лучше подъехать съемочной группе, чтобы снять самое важно и интересное, потому что у нас нет возможности быть на мероприятии от начала до конца. Важно подготовить несколько человек для интервью, которые доступным языком расскажут об актуальности события. Если речь об адресной помощи, тогда договоритесь с людьми, которым вы помогли, чтобы они дали интервью и рассказали свою историю. Герои, эмоции, примеры, конкретные примеры – это всегда интересно», — разъяснила корреспондент и телеведущая «НТС» Екатерина Костенникова.
Сотрудники НКО задали свои вопросы журналистам и из «первых» уст получили подробные ответы и советы. Участники встречи обменялись контактами и договорились о сотрудничестве.
«Встреча получилась очень полезной. Журналисты рассказали алгоритм работы, чтобы всем было максимально комфортно, что от нас требуется, в каких форматах и где мы можем рассказывать о своих проектах. СМИ оказались не такими страшными, а открытыми. Мы себя почувствовали интересными и нужными. Главное стучаться в двери. О нас никто не узнает, пока мы сами о себе не будем говорить», — поделилась впечатлениями руководитель СРОО «КОМАНДА А» Анна Никишенко.
«Нам удалось рассказать все нюансы и фишки, которые мы ожидаем от НКО, чтобы было максимально удобно обеим сторонам. Удалось услышать вопросы. Искренний диалог — это очень ценно, потому что мы работаем ради одного дела: чтобы наш город, севастопольцы узнавали, что в нём происходит, какие есть возможности у его жителей, и кто их предоставляет. Мы с удовольствием всегда освещаем социально-важные проекты и деятельность НКО. Наша общая цель – чтобы это было информативно, полезно для зрителя, слушателя и читателя. И замечательно, если мы можем поработать над этим сообща», — подытожила Валерия Острикова.
Обучение проводится в рамках проекта «Вектор НКО: повышение устойчивости и развитие», который реализуется при поддержке Департамента внутренней политики. Для сотрудников некоммерческих организаций проводится обучение медиаграмотности, а также освещается и популяризируется деятельность «третьего» сектора на портале «Севастопольский фарватер добра» и в телепрограмме «Окно в НКО».
Автор: Юлия Корнева