Когда правопорядок благоустройство оставляет желать лучшего, а вопросы по жилищно-коммунальному хозяйству висят мёртвым грузом, — инициатива переходит в руки активных и неравнодушных горожан. Ведь они знают лучше, чем кто-либо о местных проблемах, и что необходимо для развития их микрорайона. Сегодня всё больше севастопольцев объединяются и создают территориальные общественные самоуправления (ТОС), чтобы благоустраивать свои территории, усиливать безопасность, популяризировать спорт, проводить различные праздники и мероприятия. А чтобы проблемы решались, и идеи воплощались в жизнь, Правительство поддерживает ТОСы грантами и проводит конкурсы на их лучшие проекты. В 2018 году было поддержано 15 инициатив. Среди них – проект жителей ТОС «Первомайка», который выиграл 3 млн рублей на музыкальное и спортивное оборудование. В 2019 году 29 марта конкурсная комиссия проектов по развитию территориально общественных самоуправлений определила 10 победителей, которым выделит 30 млн рублей.
Желающие создать ТОС могут обратиться в «Севастопольский городской совет территориальных общественных самоуправлений». Эта некоммерческая организация занимается консультациями по юридическим вопросам, помощью в отстаивании конституционных прав граждан на осуществление и участие в местном самоуправлении. Ответственный секретарь СГС ТОС Дмитрий Полудёнов рассказал о преимуществах территориального общественного самоуправления, подвёл итоги уже проделанной работы и поделился планами на будущее.
— В процессе создания данного НКО опирались ли вы на опыт подобных организаций в других городах или шли своим, может быть, «прорывным» путём?
– «Севастопольский городской совет территориального общественного самоуправления» мы создали в 2015 году. Было проведено несколько конференций, в которых принимали участие инициаторы создания ТОСов. Тогда у нас ещё не было широкого понимания о территориальных общественных самоуправлениях. Мы изучили огромнейшее количество материалов – был обобщен опыт и Украины (организаций назывались органами самоуправления и органами самоорганизации граждан), и Российской Федерации. Нам понравились практики пермяков, Омска, «Лиги ТОС». Мы с ними связались, посоветовались, всё оформили и зарегистрировали организацию.
— Население города Севастополя составляет более 430 000. Сколько примерно человек принимает участие в ТОС? Каков показатель активного населения?
– Сегодня в Севастополе порядка 52х ТОСов. Количество человек колеблется от 150 до 2500-4500 (самый большой ТОС, по-моему, 7500 человек). На территории ТОС в среднем проживают порядка 30000-35000 человек. Количество по-настоящему активных граждан гораздо меньше, порядка 3000-5000 человек. Не все жители участвуют в процессах, собраниях, решениях или мероприятиях, но не менее одной трети всё-таки приходят на конференции, выбирают делегатов, обсуждают проекты. А их реализацией занимаются в исполнительные органы совета ТОС. Они регулярно общаются между собой, взаимодействуют с местным самоуправлением, органами государственной власти. Хотелось бы, чтобы о ТОС узнало, как можно больше людей, и повысился уровень правовой культуры и знаний. Есть закон 131 ФЗ «Об основных принципах организации местного самоуправления», есть статья 27 в этом законе, которая называется «О территориально общественном самоуправлении». Люди должны читать конституцию, чтобы было понимание, что они [граждане] представляют из себя источник власти.
— Используете ли вы какую-нибудь рекламу для людей, которые желают создать ТОС, но не знают, с чего начать, как это делать и к кому обратиться?
— Да. Нам предоставлена возможность периодически выступать на информационном канале «ИКС» и давать информацию о деятельности ТОСов, конкурсах, в которых они участвуют, мероприятиях, которые проводят. За четыре года вышло порядка 87 передач о ТОС и местном самоуправлении в целом. Было также еще порядка двадцати с лишним роликов: информационных и новостных, в которых говорилось о проектах и деятельности ТОС.
Мы не первый год участвуем в конкурсе СО НКО (проводит департамент общественных коммуникаций) как социально-ориентированная организация. И уже в третий раз находим поддержку. Сначала создали газету «Информационный бюллетень о ТОС». Получился компактный материал, дающий более-менее целостное представление о территориальном общественном самоуправлении. Мы напечатали 100 000 экземпляров. Каждый год обращаемся в правительство, чтобы нам предоставили возможность размещать на баннерах социальную рекламу. Почему-то делать этого не желают, хотя мы говорим о выдержках из Конституции и законов.
— Какие главные итоги работы в 2018 году вы подвели? Какие проекты на ваш взгляд, оказались самыми значимыми для жителей города Севастополя?
– Мы ежегодно подводим итоги, составляем планы совместной деятельности с общественной палатой Севастополя и с органами местного самоуправления, нашими муниципальными образованиями. Регулярно их выполняем. С департаментом по территориальному развитию и взаимодействию с ОМСУ у нас плотный контакт. В прошлом году 15 из 18 конкурсных проектов ТОС получили поддержку порядка 30 миллионов рублей.
С нашей точки зрения, сумма в принципе небольшая, но, тем не менее, этих денег хватило на реализацию задуманного. Например, конкурсная комиссия поддержала поездку жителей ТОС «Карань» (село Флотское) в парк Тайган. Такие мероприятия тоже нужны: население не только что-то делает, но и отдыхает, само себя поощряет за работу, активную жизненную позицию.
Есть процедуры, связанные с закупкой и приобретением необходимого инвентаря для проведения, как спортивных, так и культурно-массовых мероприятий: музыкального оборудования, видеопроекторов, колонок, микрофонов. Есть проекты, имеющие отношение к устройству зон отдыха, строительство детских спортивных площадок или же ещё каких-то сооружений. В некоторых регионах ТОСы строят деревни, возводят мосты и создают с нуля инфраструктуру. Мы тоже к этому стремимся.
— Прошлой осенью губернатор Севастополя Дмитрий Овсянников поручил до конца 2019 года создать не менее 150 ТОСов. Как, на Ваш взгляд, это выполнимо?
– Эти цифры возможно было реализовать ещё и раньше, но с пониманием для чего, как и каким образом. Создать ТОСы без инициативы людей каким-то указанием сверху на самом деле неправильно и невозможно, поэтому департаментом территориального общественного самоуправления предпринимаются шаги для того, чтобы стимулировать создание ТОС: проводятся конкурсы, выделяются средства и так далее.
ТОСов в прошлом году было порядка 30-37, в этом году уже 52. Возможно, до конца года их и будет 150, но что они будут делать? Просто создать и бросить их, чтобы они варились в собственном соку? Сегодня ТОСы получили грант, а завтра они не получили этой поддержки. Зачем нам это нужно? Чтобы не было этих голых цифр, а были бы дела, нужно эту работу систематизировать, нужно не руководить, а направлять. Сделать это можно только определенными инструментами: конкурсами, программами, которых муниципалитеты не имеют. Они очень мало общаются с ТОСами, в основном при регистрации. С нашей стороны предложен целый ряд мероприятий, связанных с созданием советов ТОСов. Это очень сильный инструмент для взаимодействия с представителями органов власти. Мы вообще считаем, что депутатами местных муниципальных образований должны быть те люди, которые, как говорится, от земли, от сохи, которые знают, что нужно сделать в доме, во дворе, на этой улице, в этом селе. А не так, чтоб приехал, засветился, попиарился где-то, сказал: «Что вам нужно? Вот я вам остановку сделаю!». Поэтому сегодня очень важно, чтобы была постоянная работа и взаимодействие правительства и органов местного самоуправления. Тогда эти ТОСы не будут брошенными, они будут действовать, работать. Будь их 150, 200 или 300.
— Вы сказали о структуре развития ТОСов. В связи с этим хотелось бы спросить об институте самоуправления, о котором говорилось в конце прошлого года. На каком этапе разработки находится этот проект?
– Мы провели достаточно много встреч, консультаций со специалистами и руководителями юридического института СевГУ. Были разработаны несколько проектов и программ, связанных со школой ТОС, школой депутата муниципального образования и с повышением квалификации государственного муниципального служащего. Каждую из этих программ, в принципе, может реализовать любой институт. Со своей стороны у нас есть специалисты, которые готовы принимать участие в этих учебных программах в качестве методистов, лекторов, руководителей семинарских и практических занятий.
Со стороны департамента территориального развития достаточно много вопросов, которые мы не знаем, как освещать. Это вопросы подготовки конкурсной документации с учетом бухгалтерских первичных документов. Те требования, которые предъявляет департамент, должны быть понятны всем: простым жителям и уполномоченным лицам.
Валерий Усанов, Анастасия Смирнова — студенты группы Ж-103 направления подготовки «Журналистика» Филиала МГУ в г. Севастополе.
Редактор — Юлия Корнева
Публикация подготовлена студентами в рамках сотрудничества портала «Севастопольский фарватер добра» и факультета журналистики Филиала МГУ имени М.В. Ломоносова в Севастополе