В Общественной палате РФ обсудили вопросы предоставления бесплатной юридической помощи уязвимым группам населения. Инициатором и модератором круглого стола выступила член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Наталья Кирюхина.
«Наша задача была обсудить, насколько качественно оказывают юридическую помощь некоммерческие организации, государственные организации, и о том, как получают эту помощь те категории граждан, которые имеют на нее право — инвалиды и ветераны, — рассказала Наталья Кирюхина. — Оказание БЮП сегодня тормозится практически везде, потому что упирается в бюрократизацию процесса. В Севастополе из 1 миллиона 200 тысяч рублей, выделенных на бесплатную юридическую помощь нуждающимся, потратили всего 20 тысяч. Люди просто не знают, что имеют право на бесплатного адвоката, процесс этот сложный, несовершенный. И исходя из этого, необходимо было определить проблемные вопросы и выработать предложения, как улучшить систему».
За круглым столом в Москве собрались общественные организации ветеранов и инвалидов, руководители НКО из Москвы, Красноярского края, Псковской области, представители федеральной палаты Адвокатов, от города Севастополя принял участие вице-президент Адвокатской палаты Виктор Сергеев
Член Комиссии ОП РФ по развитию некоммерческого сектора и поддержке социально ориентированных НКО Игорь Галл-Савальский отметил:
«Повышение качества оказания юридической помощи и включение в эту работу институтов гражданского общества — главные задачи, которые мы ставим перед собой. Без согласованных усилий, совместных действий органов власти, гражданского общества и бизнеса качественных изменений в этой сфере достичь невозможно».
«Механизм, по которому гражданин должен найти на сайте Департамента соцзащиты список адвокатов в интернете, самостоятельно их обзвонить, а их около 700 человек, объяснить проблему каждому, договориться о встрече, неэффективен. Огромное количество людей, которые подпадают под категорию оказания бесплатной юридической помощи, про интернет сами даже не знают, и как они этим должны пользоваться, непонятно».
Директор Центра правового сопровождения экспертной и исследовательской деятельности Института прикладных политических исследований НИУ ВШЭ Полина Шевчук поделилась опытом оказания бесплатной юридической помощи в университете. Она также отметила, что нужно расширять спектр мест для консультирования граждан:
«В декабре мы запустили новый пилотный проект — выездные юридические консультации. Для малозащищенных групп населения важно, чтобы место проведения консультации было максимально близко к месту проживания».
«На базе Московского государственного университета консультации проводятся каждый день, по вечерам с шести до 10. По бесплатному номеру любой человек может позвонить и записаться. Работает от четырех до шести консультационных групп. Спектр вопросов от граждан самый широкий. Единственное, чего мы не делаем, — мы не осуществляем судебное представительство по уголовным делам, но можем подготовить документы — ходатайство и т. д.».
«Существуют проблемы сложности сбора документов, сложности определения категории нуждающихся в услуге граждан. Проблема состоит еще и в том, что регулируются акты по предоставлению субсидий в адвокатской палате, в том числе нормативно-правовыми актами субъекта».
«Например, категория лиц-получателей у нас расширена: в перечне указаны жители осажденного Севастополя и инвалиды III группы. И я бы хотела добавить эту категорию в федеральный закон, чтоб инвалиды III тоже стали получателями во всех субъектах страны».
«Для того чтобы люди получали в более доступной форме юридическую помощь, нужно адвокатам облегчить их труд, нужно, чтобы адвокаты понимали, что их труд будет вознагражден в рамах 324-го Федерального закона. Нужно продумать для адвоката доступную систему оплаты и подтверждения оказания услуг, для того чтобы он не задумывался над тем, что ему нужно собрать кипу бумаг. Это главная проблема, и из-за этого многие адвокаты отказываются участвовать в системе оказания бесплатной помощи».
Участники круглого стола выделили ряд других проблемных вопросов, среди которых сложности в сборе документов получателями бесплатной правовой помощи, если их статус не подтвержден профильными департаментами социальной зашиты населения, а также трудности с оформлением пакета документов для оформления возмещения расходов адвокатами.
Эксперты дискуссии также посетовали на отсутствие единого портала информации о бесплатной правовой помощи. Они заявили о необходимости проведения масштабной рекламной кампании системы бесплатной юридической помощи, налаживания взаимодействия между государственными и негосударственными поставщиками, юридическими клиниками бесплатной правовой помощи.
В качестве рекомендаций от участников круглого стола прозвучали предложения по расширению категории получателей бесплатных правовых услуг, а также по упрощению механизма присвоения категории получателей. Они отметили, что процесс оказания бесплатной правовой помощи необходимо автоматизировать, а механизм подачи заявления на оказание бесплатной правовой помощи осуществлять через многофункциональный центр.
Подводя итоги встречи, Наталья Кирюхина отметила, что все предложения участников круглого стола войдут в рекомендации, которые будут направлены в Министерство юстиции Российской Федерации.
По материалам ОП РФ