Как собрать «Круг благотворителей»

Медиашкола НКО Новости

«Круг благотворителей» или «живой» краундфандинг – это новый для России формат сбора средств на реализацию социальных проектов. Его суть в том, что люди, готовые поучаствовать в благотворительности, собираются вместе, знакомятся с социальными инициативами и их авторами вживую, а затем могут выбрать кого и какой суммой поддержать. Таким образом, совместно собирается необходимая для реализации социальных проектов сумма. Технологию сбора частных пожертвований, которая уже давно существует в Европе, успешно начал внедрять в своём регионе Архангельский центр социальных технологий «Гарант». О том, как собрать «Круг благотворителей» в своём регионе, рассказала Директор Центра «Гарант» Марина Михайлова.

ШАГ ПЕРВЫЙ: КОГО ПОЗВАТЬ НА «КРУГ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ»

Участниками «Круга благотворителей» совершенно не обязательно должны быть состоятельные и известные личности, а сумма пожертвований может не превышать нескольких сотен рублей. Однако важно, чтобы люди изначально знали, что на этом мероприятии им придется расстаться пусть и с незначительной суммой денег. Об этом благотворителей необходимо предупредить заранее.

«У любой организации есть партнёры, с кем они сотрудничают в рамках проектов. И это не обязательно должны быть крупные бизнесмены и начальники отделов. Это могут быть просто специалисты или менеджеры. Вокруг нас огромное количество людей, которые готовы стать благотворителями, просто их никто никогда в это не вовлекал. Наша задача ­– пригласить этих людей и сформировать этот круг благотворителей. Идея в том, чтобы эти люди приходили к вам снова и приводили друзей», ­– объясняет Марина Михайлова.

Сумма пожертвований от одного человека может варьироваться в пределах 1 000 рублей, если мероприятие проходит в крупном городе. В маленьких городах и сёлах это может быть 100 рублей. Так, например, на «Круге благотворителей» в Архангельске минимальное пожертвование составляло 500 рублей.

ШАГ ВТОРОЙ: КАК ВЫБРАТЬ ПРОЕКТЫ ДЛЯ УЧАСТИЯ В «КРУГЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ»

Отбор проектов начинается за несколько месяцев до планируемой даты мероприятия. По словам Марины Михайловой, правильнее всего отбирать инициативы на конкурсной основе. При этом проекты должны соответствовать специальным требованиям, в частности быть конкретными и понятными обществу.

«На один круг благотворителей лучше представить разные по тематикам проекты, чтобы те, кто пришел на мероприятие, могли выбрать то, что им больше импонирует. У организации, представляющей проект, должна быть хорошая репутация. А заявляемая стоимость проекта должна быть разумной, то есть не превышать возможностей собравшихся в зале благотворителей», – объясняет директор фонда «Гарант».

«Круг благотворителей» в Архангельске, например, собирал средства на три проекта. Первый – «Школа ремонта для людей с ментальной инвалидностью». В рамках проекта организация-заявитель планировала обучить людей с инвалидностью самостоятельно делать ремонт, чтобы в дальнейшем они могли сделать его в своих квартирах или впоследствии зарабатывать таким образом. Второй проект – «Строительство теплицы в приюте для бездомных силами самих бездомных». Цель инициативы – дать бездомным возможность самостоятельно выращивать овощи, обеспечивать себя таким образом продуктами и снова научиться работать. Третий проект, представленный на «Круге благотворителей», предполагал покупку жерновов для музея деревенского быта. Авторы проекта планировали возродить старинные рецепты приготовления каши на жерновах и предложить детям и взрослым вкусное знакомство со старинным крестьянским бытом.На каждый проект необходимо было собрать по 75 тысяч рублей.

ШАГ ТРЕТИЙ: ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ

По условиям «Круга благотворителей» презентация каждого проекта длится не более 6 минут. За это время организация должна успеть рассказать, что собирается делать в рамках проекта, для чего ей нужны деньги и что получится в результате работы. Выступление авторов проектов должно быть интересным и понятным. По словам Марины Михайловой, на поиски интересного формата презентации и подготовку к выступлению уходит много времени, вплоть до одного месяца. Для самопрезентации организации могут подготовить спектакль, видеоролик или использовать любой другой формат. Главное, чтобы выступление не превышало 6 минут и «зацепило» участников «Круга благотворителей», потому что именно от этого выступления зависит успех в сборе средств.

«Этап подготовки заявителей проектов к «Кругу благотворителей» можно считать этапом роста самих организаций. За это время они учатся коротко и интересно рассказывать о себе. Ищут партнёров, которые, например, помогают им снять видео», – рассказывает директор «Гаранта».

ПРОВЕДЕНИЕ «КРУГА БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ»

По формату проведения «Круг благотворителей» – это праздничный вечер, который полностью готовят организаторы мероприятия. Архангельский Центр «Гарант», например, подготовил для посетителей небольшое угощение и пригласил для выступления знакомый музыкальный коллектив.

«Важная задача организаторов – создать приятную атмосферу и праздничное настроение, – поясняет Марина Михайлова. – Люди должны получить удовольствие от встречи друг с другом, от знакомства с новыми людьми, от приятной музыки. Приподнятое настроение людей – ещё одно условие успешности этого мероприятия. Но не надо забывать, что основная часть мероприятия – это сбор средств на проекты, поэтому время на музыку и приятное общение надо ограничить».

ДЕТАЛИ

Каждому гостю даются две карточки. Первая с описанием проектов, на которые собираются средства. На второй карточке благотворитель во время мероприятия фиксирует, сколько денег он внесёт на каждый проект. Ведущий вечера объясняет правила проведения, а далее каждая организация на сцене презентует свой проект. После выступления представители организаций выходят из зала, и сбор средств проходит уже без них.

СБОР СРЕДСТВ

Процесс сбора средств координирует ведущий. Чтобы заявить о желании внести деньги на проект, благотворители поднимают руку, называют сумму, которую хотят внести, и фиксируют эту сумму в своих карточках. Благотворитель может сделать пожертвование столько раз и на столько проектов, на сколько ему захочется. Для наглядности на экран выводится график поступления средств, где в режиме реального времени фиксируется, сколько средств необходимо каждому проекту и сколько уже собрано.

«Многое зависит от квалификации ведущего, который шутит и держит энергетику в зале. При этом, если собирается больше средств, чем нужно, никто не останавливает людей», – объясняет Марина Михайлова.

Когда сбор закончен, организации приглашаются обратно в зал, где им объявляют о сумме собранных средств на их проекты. В завершение мероприятия благотворители сдают свои карточки, где отмечено, сколько средств на какой проект они готовы пожертвовать, и вносят указанную в карточках сумму в ящик для сбора пожертвований или перечисляют с банковской карты по терминалу.

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ СРЕДСТВ МЕЖДУ ПРОЕКТАМИ ПОСЛЕ «КРУГА БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ»

Все собранные на «Круге благотворителей» средства поступают на расчётный счёт организаторов мероприятия. Далее с каждой организацией, представлявшей проект, заключается договор пожертвования, по которому и переводятся собранные деньги. При этом, если удалось собрать больше, чем планировалось, организация просто пересчитывает бюджет и делает проект более масштабным. Если на «Круге благотворителей» люди высказывают готовность помочь проекту ещё чем-то, помимо денег, они могут вписать эту информацию в карточку, и в дальнейшем организаторы скоординируют эту работу.

ОТЧЁТНОСТЬ

В договоре пожертвования обязательно указывается, в какие сроки организация должна реализовать свой проект и представить финансовую отчётность. Если благотворители хотят получить полный отчёт о расходовании средств, они заявляют об этом и оставляют свою электронную почту. В качестве наглядного отчёта уже на следующем «Круге благотворителей» можно показать видеоролики о реализации поддержанных проектов.

«У нас, например, на следующем «Круге благотворителей» в качестве угощений были овощи, выращенные бездомными в теплице, и каша, приготовленная на жерновах. Нам важно, чтобы люди видели, на что были потрачены деньги», – говорит директор «Гаранта».

КТО МОЖЕТ ПРОВОДИТЬ «КРУГ БЛАГОТВОРИТЕЛЕЙ» И КАК ЧАСТО ЭТО СЛЕДУЕТ ДЕЛАТЬ

Как правило, «Круг благотворителей» организует фонд местного сообщества или ресурсный центр для НКО. У этих организаций уже есть своя база потенциальных благотворителей и ресурсы, чтобы найти и отобрать проекты. В маленьком городе не стоит проводить подобные мероприятия чаще чем раз в полгода. В крупных городах можно устраивать их и чаще при условии, что они будут проходить в разных районах. «Круг благотворителей» уже успешно прошел в Пскове, Архангельске, Пензе и в карельской деревне Пряжа.

«Опыт проведения «Круга» показал, что эта технология работает вне зависимости от размера населённого пункта. Конечно, в маленькой деревне было собрано меньше средств, чем в городе, и сумма одного пожертвования была меньше. Но, как показывает практика, даже там можно собрать людей, которые готовы отдать деньги на благотворительность, если проекты, которые им предложены, нужны этой территории», – отмечает Марина Михайлова.

Сами же благотворители после участия в мероприятии отмечали важность того, что им предложили помочь конкретному проекту, направленному на решение социальной проблемы, а не просто одному человеку, попавшему в беду.

«Мы понимаем, что в одиночку человек не может поддержать проект, потому что на это нужно хотя бы 10-15 тысяч рублей, и мало кто готов расстаться с такой суммой. Здесь же идея в том, что мы предлагаем людям помочь проекту совместно», – поясняет директор «Гаранта».

Задача мероприятия – показать, что заниматься благотворительностью – это не жалеть и сочувствовать, а быть сопричастным и получать от этого удовольствие.

«Принцип «Круга благотворителей» – оставить у человека ощущение, что вместе нам всё по силам, и вызвать желание вернуться в этот «Круг» ещё много раз», – заключает Марина Михайлова.

Мероприятие было организовано в рамках проекта «Малым территориям – большое будущее», получившего поддержку Фонда президентских грантов.

Источник: Фонд Президентских грантов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *