Фандрайзинг (англ. fundraising — to raise fund) — увеличивать ресурсы, собирать денежные средства. Это работа по привлечению денежных средств граждан, бизнеса или государства в некоммерческий сектор для осуществления социально значимых проектов, в том числе на благотворительность. целенаправленный систематический
1 — Фандрайзинг в госструктурах.
Государство — первый источник финансовой поддержки для НКО. Это все конкурсы, которые проводят комитеты и министерства. Кроме того государство может поддержать СО НКО следующими способами:
-Имущественной поддержкой (в виде льготной или безвозмездной аренды);
-Информационной поддержкой (субсидии на производство социальной рекламы или предоставление площадей для ее размещения);
-Субсидирование коммунальных платежей;
-Бесплатное обучение или повышение квалификации сотрудников НКО;
-Консультативная поддержка.
Это все способы, прописанные в 31-й статье [«Поддержка социально ориентированных некоммерческих организаций…»] ФЗ „О некоммерческих организациях“. Иногда подобные программы поддержки предусмотрены даже на уровне муниципалитета».
2 — Фандрайзинг в фондах
Это гранты, конкурсы на которые проводят самые разные фонды — частные, государственные, зарубежные и так далее.
3 — Фандрайзинг в бизнесе.
Существуют десятки вариантов того, как бизнес может поддерживать НКО. Это и участие в конкурсах, учрежденных бизнесменами, и поддержка волонтерским трудом, программы в виде постоянных отчислений на зарплаты сотрудникам и т. д.
4 — Фандрайзинг среди обычных людей
За последние 20 лет процент организаций, которые свою деятельность поддерживают только из частных пожертвований, вырос просто в разы. Способов сбора средств очень много — офлайн, онлайн, sms-пожертвования, через группы в соцсетях, сайты, банковские карты в пользу организаций и так далее. Здесь нужно понимать, что эти пожертвования должны быть рекуррентными, их должно быть удобно совершать, а сама НКО должна быть понятна и доступна.
5 — Внутренние ресурсы
Здесь речь идет о членских взносах, как у профсоюзов. Подобными источниками финансирования могут стать учредители организации, либо ее попечители, либо даже ее сотрудники. Также есть два вида предпринимательства НКО:
— пассивное — например, доход от собственности НКО — можно сдавать в аренду помещение или машину, которые находятся в собственности у организации
— активное, когда НКО использует свои товары и услуги, а прибыль, направляет на основные цели. Например: изготовление товаров с символикой на продажу; — проведение выставок-прода, издание и продажа публикаций, кампании по сбору частных пожертвований, шоу-сборы, аукционы, лотереи, SMS- и онлайн-сборы.
Особенности фандрайзинга:
— это не просто поиски денег, а работа по решению конкретных проблем, для выполнения которой нужны деньги;
— в фандрайзинге главное не деньги, а отношения между людьми;
— в центре всего процесса фандрайзинга – человек (нужный человек в нужном месте в нужное время);
— в фандрайзинге не вымогают деньги, а всегда предлагают что-нибудь взамен (например, радость, воодушевление тому, кто может оказать поддержку организации).
Фандрайзинг должен быть долгоиграющим. Существуют сотни способов фандрайзинга, придуманных человечеством. Однако, применять на практике каждый из них не хватит никаких ресурсов. НКО должна иметь около четырех испробованных рабочих схем фандрайзинга, которые будут применяться повсеместно. Только когда эти способы стабильно заработают и будут ежегодно приносить вам запланированное количество средств, тогда и можно применять что-то новое. Заведите Ваш фандрайзинговый календарный план, в котором чётко распишите, какие фандрайзинговые мероприятия запланированы на грядущий год. Внесите 12 способов (по 1 на месяц) сбора средств, которые вы решили внедрить.
Основные этапы фандрайзинга:
1. Планирование:
— разработать содержательную программу привлечения средств;
— определить расходы НКО;
— выбрать виды фандрайзинга.
2. Реализация:
— выбрать методов проведения фандрайзинга;
— установить ответственность за проведение фандрайзинга;
— выделить средства на реализацию фандрайзинга.
— установить порядок контроля за поступлением средств.
— создать группы помощников, которые будут собирать пожертвования. Для этого необходимо: дать необходимую информацию и материалы для работы, провести тренинг или мастер-класс.
3. Контроль:
— контролировать реализацию фандрайзинга;
— корректировать планы с учетом изменений.
4. Анализ:
— определить эффективность планирования;
— анализ эффективности этапа реализации;
— оценка эффективности конечных результатов.
В материале использованы источники:
https://money-exp.ru/biznes/kraudfanding-chto-eto.html
https://texterra.ru/blog/kak-nko-sobrat-dengi-s-pomoshchyu-kraudfandinga.html
http://belnko.ru/catalog/crowdfunding/
https://vestnik-nko.ru/konkurs/kraudfanding/
https://zarabotaydengi.com/kraudfanding/
https://ideazhunter.ru/crowdfunding/
https://salt.zone/news/11298
https://salt.zone/news/11403
http://belnko.ru/catalog/crowdfunding/