Как написать успешный социальный проект? Интервью с Мариной Михайловой

Новости

В Севастополе впервые провела семинар-практикум для общественников Марина Михайлова – известный человек в сфере НКО России. Уже 20 лет она является директором Архангельского центра социальных технологий «Гарант» — комплексного ресурсного центра для социально ориентированных НКО 11 регионов Северо-Западного федерального округа.

 

Свою жизнь Марина  Евгеньевна посвятила развитию третьего сектора, системной благотворительности и фандрайзингу. Она занимается разработкой и продвижением новых проектов, написала серию методических пособий «Занимательное проектоведение». Марина Михайлова также является экспертом Фонда президентских грантов, а с 2012 года — членом Общественной палаты.

Она провела более 400 семинаров и тренинговых программ для НКО и бизнес структур в различных регионах страны.  В Севастополь она приехала провести семинар-практикум «Проектная мастерская для НКО: от идеи к проекту».  Это стало возможным благодаря тому, что Севастопольский Ресурсный центр поддержки СО НКО  стал участником «Лаборатории практического обучения для РЦ», который проводит Архангельский Благотворительный фонд «Гарант» в рамках грантового проекта.  После двухдневного тренинга нам удалось побеседовать с Мариной Михайловой.

 

— Марина Евгеньевна, вы более 20 лет работаете в сфере НКО. А как началась ваша деятельность в некоммерческом секторе?

 

— Я по образованию учитель истории. В годы перестройки ушла из школы, потому что не считала себя в праве учить детей тому, во что сама не очень верила. Стала работать в образовательном центре. В 1997 году по требованию закона образовательные центры превратились в НКО. В 2000 году мне предложили работать в РЦ для некоммерческих организаций, и мне это понравилось. С тех пор и занимаюсь развитием третьего сектора.

 

— Вы впервые познакомились с севастопольскими НКО и поработали с проектами, с которыми они пришли к вам на семинар.  Вы указывали на недостатки, давали советы и консультации. Какие основные ошибки вы увидели?

 

— Ровно те же самые, которые допускают все НКО страны, когда занимаются социальным проектированием. Это нарушение проектной логики, не соответствие целей и задач. Многие не до конца понимают, какую социальную проблему они собираются решать и часто уже придумывают деятельность, не понимая, кому и зачем она нужна. Принцип «догнать и осчастливить», когда НКО пытаются причинять людям счастье, – это вредно и не верно. Так вот поставить все с головы на ноги – задача семинара «Проектная мастерская», посмотреть на идеи, которые есть и попытаться выстроить в них проектную логику, четко определить, кому мы хотим помочь, что хотим получить в результате, что для этого надо сделать.

 

 

Какие идеи и темы проектов самые актуальные сегодня?

 

— Я считаю, что самая востребованная тема у каждого региона своя, и это та тема, которая совпадает с интересами и деятельностью организации. Есть, конечно, и трендовые. В годовщину Победы много патриотических проектов, направленных на сохранение исторической памяти, а  в год Добровольцев – больше проектов, связанных с волонтерством. Но далеко не всегда выбор приоритетной темы  означает, что будут предложены отличные проекты. Если организация занимается оказанием социальной помощи, то это не факт, что, если она кинется в тему волонтерства, то будет также эффективна. Каждый должен заниматься своим делом, особенно если эта деятельность востребована их целевой группой.

 

— Как эксперт Фонда президентских грантов вы повидали много проектов.  Какой вам запомнился больше всего, какой считаете самым удачным?

 

— Сложно сказать. Я считаю, что хороший социальный проект лежит в поле социальной проблемы, и здесь интересны креативные подходы и методы их исполнения. Ведь тематика и ключевые направления проектов уже озвучены в Фонде президентских грантов. А вот, каким способом их решают – бывает действительно свежо и интересно. Например, понравился Санкт-Петербургский проект, когда группа волонтеров, хотела привлечь внимание людей к проблемам заболевания сердца. И сделали они это оригинально: создали специальный объект в виде сердца и проводили по нему аудио-экскурсию с интересными фактами и попутно рассказывали о симптомах, рисках и т. д. В том числе предлагали сразу получить консультацию врача.

 

 

— Какие самые главные и важные советы вы можете дать общественникам, которые пишут социальные проекты?

 

— Первый совет – сначала поймите, какую социальную проблему вы собираетесь решать, и чья это проблема. Определите, в чем ситуация плохая, и как она должна измениться после реализации проекта. Тогда будет легче сделать все остальное: поставить цели, задачи…

Дальше — не надо быть рабом придуманных мероприятий. Очень часто мы сначала придумываем, что мы будем делать и только потом пытаемся обосновать, почему это важно. А надо наоборот: понять, почему это важно, а потом придумать, что конкретно надо сделать.

Очень правильно привлекать целевую группу к разработке проекта. В процессе они смогут подсказать, что так, а что не так и даже найти свою роль в реализации проекта.

Еще один важный совет: когда вы написали проект, дайте его почитать тому, кто в теме не разбирается. Пусть он расскажет, что он понял о целях, что вы хотите сделать и для чего. Фиксируйте, что, по-вашему, человек понял не так. Значит, в этом месте вы плохо продумали, что-то упустили и надо доработать этот момент.

 

— На какой важный аспект в социальном проекте обращают внимание эксперты Фонда президентских грантов и в результате дают высокую оценку конкурсной заявке?

 

— Надо помнить, что проекты НКО должны решать проблемы целевой группы, для которой она работает, улучшать и менять их жизнь. Для этого они и получают ресурсы. Поэтому в каждой заявке есть блок «дальнейшее развитие». Всегда спрашивают – а когда вы завершите проект,  все сразу умрет или работа продолжится?  Если вы разработали  технологию, она должна дальше работать. Или вы обучили людей, и они продолжают деятельность и добрые дела. Проект закончится, а работа должна продолжаться, ситуация — меняться. Именно это оценивают эксперты.

 

 

— Когда НКО  живут от гранта к гранту, их порой называют «грантоедами»? Что вы можете ответить на такое мнение?

 

— Так говорят те, кто никогда проекты не писал и не понимает сам смысл проектного подхода и грантового финансирования. Проектирование и получение гранта – это разные вещи. Проектирование – это структурирование деятельности организации с точки зрения понимания зачем, что делаю и что получу в результате. И бывает, что я проект разработала и поняла, что ресурсов никаких не надо. А бывает, что нужен дополнительный ресурс, и тогда я подаю заявку на грант, субсидию, или иду к частному донору, или организую сбор пожертвований на свое дело.

 

 В социальном  проекте важно – что финансируется не деятельность ради деятельности, а ради результата. Если проблема была, и я проект реализовала хорошо, значит, я изменила ситуацию и следующий  проект – это новый уровень решения проблемы. Дальше я решаю ее по–другому, либо для другой целевой группы, или решаю, на другой территории. Проект по кругу не ходит.

 

Давая повторно жизнь проекту, эксперты смотрят на то, как он уже изменил ситуацию, и как он улучшит ее на новом уровне.

 

И надо говорить о том, что для  НКО получение грантовых средств — это один из источников финансирования. И если я вновь и вновь  иду за этими деньгами, это не значит, что я «грантоед», это значит, что я хорошо использую доступный мне источник финансирования.

 

— Как НКО обеспечить стабильную финансовую поддержку для постоянной деятельности?

 

—  НКО должны использовать все возможные источники, а это – гранты и субсидии, ресурсы от партнеров – коммерческих компаний (но им не всегда интересны проекты НКО), средства частных доноров, а также предпринимательская деятельность. Некоторые говорят – так пусть НКО научатся зарабатывать. Но тогда она превратится в коммерческую организацию. А суть же как раз в другом – в решении социальных проблем, а не заработка.

 

— А как насчет взаимодействия НКО и власти и доступа к бюджетным средствам?

 

— Да, бюджет – это один из источников, из которых НКО могут получать деньги. И это тоже либо конкурсы субсидий, либо специализированные программы. Если органы власти понимают, что НКО помогает им решать какую-то задачу, то они найдут способ  с ними сотрудничать и оказать поддержку. Порой НКО приходят не в то время, не в тот кабинет и не к тому специалисту. И если вас не поддерживают, спросите себя, насколько вы профессиональны  в работе с этим партнером.

 

— Спасибо. Эта информация и ваше видение будут полезны для НКО. Напоследок хотелось бы узнать о ваших впечатлениях после двух дней работы с севастопольскими общественниками?

 

— Мне очень понравилось проводить семинар. Люди очень активные, вовлеченные, думающие, готовые воспринимать информацию. Это самое важное, потому что я считаю, что всему можно научиться, если ты хочешь учиться.

 

Благодарю за беседу.

 

Автор: Юлия Корнева.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *