В Севастополе обсудили профориентацию и трудоустройство ребят с инвалидностью (видео)

Новости

Какую профессию выбрать и куда пойти учиться молодым людям с инвалидностью? О профориентации и трудоустройстве говорили на информационном семинаре в Региональной общественной организации «Особые дети». В нем приняли участие представители государственных учреждений города Севастополя, Центра занятости, специалисты СО НКО, профессиональное и родительское сообщество.

 

 

 

«Данный семинар проходит в рамках проекта «Служба социальной поддержки семьи «Перспектива», который реализует наша организация при поддержке Правительства Севастополя. До этого мы провели семинар с нашими родителями на тему позитивного будущего детей с ОВЗ, а сегодня пригласили представителей городских ведомств, чтобы  семьи получили информацию о том, где можно получить профессию молодым людям с ментальной инвалидностью, что для этого надо, куда обращаться, какие справки необходимо получить… Какие есть возможности осуществления трудовой интеграции особых детей», — пояснила руководитель проекта Аида Менанова.

 

Как происходит определение трудовых возможностей людей с ментальными нарушениями при составлении индивидуальной программы реабилитации и абилитации (ИПРА) рассказала  Нина Тетерина — руководитель ФКУ ГБ МСЭ по г.Севастополю Минтруда России.

 

«Молодой человек после 18, который хочет поступать в колледж на определенную специальность прежде должен пройти в поликлинике (по месту проживания) специальную лицензированную врачебную профкомиссию, которая определит, способен ли он к обучению по этой профессии. Свое заключение напишет и психиатр, а вывод будет делать терапевт, председатель комиссии, — отметила Нина Тетерина. – Детям до 18 лет в ПМПК должны рассказать, куда они могут пойти учиться после 8, 9, 10,11 класса. Мы даем развернутую форму рекомендации о показанных и противопоказанных видах трудовой деятельности с учетом нарушений функций организма, пишем рекомендуемые условия труда».

 

 

В Центре занятости можно получить консультацию и пройти профориентацию. Его директор Светлана Рендак посоветовала воспользоваться услугой «Профориентация мамы с ребенком» или пригласить специалистов в школу провести профурок. Родителей также интересовал вопрос, где реально могут быть трудоустроены люди с ментальной инвалидностью, и какие сегодня существуют государственные программы.

 

В Севастополе проживает 22 тысячи человек с ОВЗ из них 1700 — детей. Городу установили норматив, согласно которому должно работать порядка 32% людей с инвалидностью. По факту трудоустроено только 2,5 тысячи – это всего 10%.

 

 «Не секрет, что людей с инвалидностью брать на работу не хотят. Хотя сегодня есть  нормативные документы, в том числе по содействию трудоустройству инвалидам. Есть еще новое постановление, которое до полугода компенсирует минимальную зарплату с начислениями. Также действует программа по оборудованию рабочего места для сотрудника с ОВЗ – такому работодателю компенсируют до 100 тысяч рублей. Но эти программы работают плохо. Вы можете выступить инициаторами, найти из знакомых предпринимателей, которые возьмут к себе на работу людей с инвалидностью в рамках этих программ», — предложила Светлана Рендак.

 

 

Спикеры отметили: чтобы трудоустроить ребенка с ментальной инвалидностью,  необходимо социальное сопровождение. А это организовать сложно. Поэтому член Севастопольской региональной общественной организации «Лига работников социальной сферы» Ирина Новикова предложила активизироваться семьям с детьми с инвалидностью, открыть свое ИП, оформить социальный контракт, получить финансовую помощь от государства в размере 250 тысяч на организацию собственного бизнеса и трудоустроить у себя ребенка.

 

«Мы об этом рассказывали, призывали семей переориентироваться, взять все в свои руки, создать свое дело. Но это сделали только несколько семей. Хотелось бы, чтобы люди не боялись, может, даже объединялись и работали вместе со своими детьми и зарабатывали на жизнь», — сказала Ирина Новикова.

 

В какие колледжи и техникумы могут поступить молодые люди с ментальной инвалидностью, получившие аттестаты или свидетельства, — проинформировала председатель РО ВОРДИ г. Севастополя Юлия Гатьятулина. Они отметила, что единственное учреждение, куда нельзя поступить ребятам с ОВЗ – это судостроительный колледж.

 

Представители НКО поделились своим опытом профориентации и работы с молодыми людьми с ментальной инвалидностью.  В организации «Особые дети» подопечные делают первые шаги к выбору профессии. В Центре дневной занятости ребята посещают социально-бытовую и творческую, театральную мастерскую, где они учатся самостоятельности, дисциплине, коммуникации и взаимодействию.

 

 

Председатель СРОО «Дом солнца» Елена Васечкина рассказала о трудозанятости в инклюзивных мастерских, в которых подопечные обретают нужные навыки, самореализуются, создают в различных техниках вещи, которые можно продать.

 

«Нам удалось сделать два рабочих места для людей с третьей группой инвалидности. А ребята с первой и второй группой – вообще вычеркнуты из жизни, и единственное, что для них можно сделать – это специализированные мастерские. Ребята должны быть заняты трудом каждый день, иначе начнутся поведенческие отклонения, конфликты и прочее. За 20 лет мы перепробовали много видов деятельности. Вот мы издали каталог, в которых представлены 4 мастерские: деревянная, ткацкая, валяльная и керамическая. Они производят то, что может быть продано. Но реализовать их продукцию – тоже сложно. Бесплатная полка и благотворительные ярмарки не дают большого и постоянного дохода», — подчеркнула Елена Васечкина.

 

Руководители НКО пришли к выводу, что необходимо объединяться, воспользоваться государственной программой, получить финансовую поддержку и создавать свое дело ради своих детей и их будущего.

 

Автор, фото и видео: Юлия Корнева

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *